Закрыть

Под председательством прокурора края Леонида Коржинека состоялось координационное совещание, посвященное борьбе с коррупцией

26 мая 2016 17:10

Сегодня в прокуратуре Краснодарского края под председательством прокурора края Леонида Коржинека состоялось координационное совещание, посвященное вопросам борьбы с коррупцией. В его работе приняли участие председатель Законодательного Собрания края Владимир Бекетов, исполняющий обязанности председателя Краснодарского краевого суда Игорь Николайчук, заместитель губернатора края Юрий Бурлачко, руководители региональных служб УФСБ Игорь Колосов и Следственного управления следственного комитета Вадим Бугаенко, должностные лица ГУ МВД России по краю, территориальные прокуроры, начальники районных ОВД и следственных отделов СУ СКР. 

Открывая совещание, прокурором края обозначена важность и значимость проводимой в регионе антикоррупционной политики. Отмечены результаты, достигнутые совместно с органами правопорядка, позволившие выявить в 2015 году 790 коррупционных преступлений, в том числе совершенных в крупном и особо крупном размерах либо с крупным и особо крупным ущербом  - 179, а также спецсубъектами – 31. 

Увеличился размер зафиксированного ущерба от коррупционных посягательств, который в 2015 году составил 1,25 млрд. руб., в 1 квартале 2016 года – 1,8 млрд. руб. Возросла активность исковой работы прокуроров по возмещению имущественного вреда, причиненного указанными деяниями (в 2015 г. – 1 квартале 2016 г. предъявлено исков на сумму боле 100 млн. руб.).

Доведены до сведения итоги надзорной деятельности органов прокуратуры края, которыми в 2015 году выявлено порядка 10 тыс. нарушений, инициировано возбуждение 79 уголовных дел. Более 2 тыс. должностных лиц понесли дисциплинарную и административную ответственность, 13 из них лишились своих постов, в том числе главы Новокубанска, Тимашевска, Горячего Ключа.

В то же время обозначены болевые точки, препятствующие эффективной реализации Национальной стратегией и Национального плана противодействия коррупции. В связи с этим приняты решения по наращиванию дополнительных усилий в борьбе с «большой» коррупцией там, где происходит растрата бюджетных средств, распоряжение имуществом, принятие решений в области землепользования и градостроительства, а также по возмещению ущерба, причиненного  коррупционным поведением. 

Следственные органы ориентированы на недопустимость затягивания вопроса о возбуждении уголовных дел при их очевидности, нарушения сроков расследования, которые играют отрицательную роль в достижении принципа неотвратимости ответственности. 

Критической оценке подвергнута работа службы судебных приставов по взысканию штрафов, назначенных за уголовные наказания, которыми из 243 исполнительных производств на сумму 450 млн. руб. в 2014-2015 гг. окончено лишь 118 на 32 млн. руб.

Внимание следственных подразделений и правоохранителей акцентировано на необходимость более эффективного взаимодействия с Росфинмониторингом для пресечения фактов легализации доходов, добытых коррупционным путем, установления фактических выгодополучателей от совершенного коррупционного правонарушения в целях реального возмещения ущерба и применения конфискационных санкций. 

Отдельным блоком обозначены вопросы совместной деятельности всех заинтересованных ведомств по пресечению коррупции за рамками уголовного закона, позволяющие пресекать преступные связи представителей власти с бизнесом, финансовой элитой, их незаконное влияния на экономические процессы. 

Отмечена распространенность фактов сокрытия служащими информации о своем имущественном положении. Только в ходе одной прокурорской проверки в текущем году, которой подвергнуто 5 государственных органов, выявлена «забывчивость» представителей региональных структур, которыми укрыты данные о 122 объектах недвижимости, в том числе земельных участках площадью свыше 13,5 га, доходах в размере более 30 млн. руб. 

При этом не всегда подобная забывчивость является следствием невнимательности или незнания закона. Имеют место факты, когда укрываемое чиновниками имущество является объектом преступных посягательств.

Так, в 2015 году удовлетворены иски о возврате земельных участков общей площадью 11 га, расположенных в перспективной застройке города Краснодара, из незаконного владения физических лиц, в том числе иностранных граждан. Указанное имущество выбыло из казны на основании недостоверных документов, представленных в суд, а также было сокрыто от декларирования сотрудником органа власти края.

В настоящее время по материалам прокурорской проверки возбуждено уголовное дело в отношении супруга служащей одного из региональных департаментов, узаконившего объекты самовольного строительства – многоквартирные дома с использованием поддельных документов. При этом должностным лицом органа власти в рамках отчетной кампании сокрыты данные о принадлежащих земельных участках и размещенных на них многоквартирных домах, 9 нежилых помещениях площадью порядка 800 кв.м, 73-х квартирах общей площадью, доходах в размере 17 млн. руб.

Кроме того, прокуратурой края инициированы мероприятия по осуществлению контроля за расходами 6 служащих, приобретших жилье стоимостью порядка 37 млн. руб. на неподтвержденные доходы, а 24.05.2016 Краснодарским краевым судом удовлетворен иск прокурора об обращении в казну земельного участка площадью 400 кв.м и 3,25 млн. руб., эквивалентных стоимости снесенного домовладения, «появившихся» в семье судебного пристава из г. Новоросийска подобным образом.

Выражена озабоченность о том, что, несмотря на закрепленный законодательством принцип неотвратимости ответственности за акты коррупции, примеры увольнения по дискредитирующим основаниям служащих, нарушивших антикоррупционные нормы, удаления в отставку выборных должностных лиц единичны. Утрата доверия в 2014-2015 гг. в муниципалитетах и региональных структурах применена только в 5 случаях.

В связи с этим обсуждены просчеты в работе кадровых подразделений органов власти и местного самоуправления, зачастую проводящих соответствующие проверки только после вмешательства органов прокуратуры, а также беспринципная позиция их руководителей, попустительствующая противоправному поведению государственных и муниципальных служащих, что является существенным препятствием для профилактики коррупционных нарушений.

Указано на необходимость расширения практики применения административного законодательства за совершение коррупционных правонарушений, предусмотренных ст.ст.19.28, 19.29 КоАП РФ, создающих возможности для незаконного должностного влияния на сферы государственного управления, а также развития «деловой» коррупции.

По итогам совещания определены пути консолидации дополнительных усилий по совершенствованию деятельности, направленной на эффективное противодействие коррупции в крае, с учетом Национального плана на 2016-2017 гг.