Закрыть

Прокуратурой края проанализирована практика обращения органов контроля (надзора) с заявлениями о согласовании внеплановых выездных проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей

30 июня 2011 02:31

Проведенный анализ поступивших в прокуратуру края в 2011 году  материалов о согласовании проверок показал, что, как правило, органами государственного контроля направляются заявления о согласовании внеплановых проверок при получении информации о возможном причинении вреда жизни и здоровью граждан, возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (94%).  
По результатам рассмотрения поступивших в прокуратуру края заявлений отказано в  проведении 58,5% инициированных проверок. 
Наиболее распространенными нарушениями, выявляемыми при рассмотрении заявлений органов контроля (надзора) о согласовании внеплановых проверок является несоблюдение требований к оформлению решения о проведении проверочных мероприятий (56,9% от общего числа отказов).
 Нередко отсутствуют ссылки на положения  правовых актов, соблюдение которых является предметом проверки; истребуются документы, не относящиеся к предмету проверки, либо перечень документов, которые проверяемое лицо обязано предоставить для достижения цели проверки не является исчерпывающим;  мероприятия по контролю формулируются без учета требований п.5 ст. 2 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»  (далее – Закон № 294-ФЗ); не указываются реквизиты свидетельств об аккредитации и наименования органов по аккредитации, выдавших свидетельства об аккредитации привлекаемых к проверке экспертов. 
При организации проверок по жалобам граждан, информациям органов государственной власти и местного самоуправления, в распоряжениях  не отражаются реквизиты таких обращений. Не всегда   указываются фамилия, имя, отчество и должность должностного лица, непосредственно подготовившего проект распоряжения (приказа), его контактный телефон. 
В 39% случаев решения об отказе в согласовании проведения внеплановых проверок приняты в связи с отсутствием в представленных документах оснований для их проведения. 
Выявлялись факты организации проверочных мероприятий без учета предоставленной законом компетенции по осуществлению государственного контроля (надзора). В частности, в двух распоряжениях и.о. руководителя Департамента природных ресурсов и государственного экологического контроля края в качестве обязательных требований, подлежащих проверке, необоснованно указаны  ст.ст.13, 26, 42 Земельного кодекса РФ,  которыми регулируются правоотношения в сфере охраны земель собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков. 
Имеют место факты направления органами контроля (надзора) приказа (распоряжения) и заявления о согласовании проверки, в нарушение ч.8 ст. 10 Закона № 294-ФЗ, не в день их подписания, а также небрежности и невнимательности при формировании материалов о согласовании проверок, неоднократного повторения одних и тех же нарушений при их оформлении, в том числе, представление незаверенных надлежащим образом  копий документов;  указание в распоряжении о проверке не исчерпывающего перечня документов, предоставляемых проверяемым субъектом; истребование излишних документов, не относящихся к предмету проверки.  
При этом нередки случаи ненадлежащего исполнения органами контроля (надзора) предоставленных законом полномочий по своевременному выявлению, пресечению и предупреждению нарушений обязательных требований. В частности, вопреки требованиям п.1 ч.1 ст. 10 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», не всегда органами контроля (надзора) принимаются исчерпывающие меры, направленные на объективное и всестороннее рассмотрение поступивших заявлений, в том числе с участием заявителей. Допускается нарушение сроков рассмотрения обращений граждан. 
Указанные недостатки в работе органов контроля (надзора) явились  предметом обсуждения на заседании рабочей группы в прокуратуре края.