Закрыть

Вступили в силу изменения законодательства об осуществлении земельного надзора и контроля

27 февраля 2015 10:34
С 01.01.2015 вступили в силу изменения, внесенные в Земельный кодекс Российской Федерации, в том числе, в части порядка осуществления государственного земельного надзора и муниципального земельного контроля. 
Государственный земельный надзор в отношении хозяйствующих субъектов, органов государственной власти, местного самоуправления и граждан осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон № 294-ФЗ) с учетом особенностей, установленных Земельным кодексом РФ.
Порядок проведения проверок в указанной сфере определен также Положением о государственном земельном надзоре, утвержденным постановлением Правительства РФ №1 от 02.01.2015. 
Кроме того,  постановлением Правительства РФ от 26.12.2014 № 1515 регламентирован Порядок взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный земельный надзор, с органами, осуществляющими муниципальный земельный контроль.
Принятыми правовыми актами закреплено, что плановые проверки соблюдения требований земельного законодательства проводятся не чаще чем один раз в три года. При этом плановая проверка может проводиться только в отношении того земельного участка, сведения о котором указаны в плане.
Органы прокуратуры формируют ежегодные планы проведения плановых проверок не только в отношении хозяйствующих субъектов, но и в отношении органов государственной власти, местного самоуправления, и граждан.
В ст. 71 Земельного кодекса РФ предусмотрено право должностных лиц органов государственного земельного надзора на осуществление административного обследования объектов земельных отношений, под которым понимается исследование его состояния и способов его использования на основании информации, содержащейся в государственных и муниципальных информационных системах, открытых и общедоступных информационных ресурсах, архивных фондах, информации, полученной в ходе осуществления государственного мониторинга земель, документов, подготовленных в результате проведения землеустройства, информации, полученной дистанционными методами (дистанционное зондирование (в том числе аэрокосмическая съемка, аэрофотосъемка), результаты почвенного, агрохимического, фитосанитарного, эколого-токсикологического обследований) и другими методами.
Выявление по итогам проведения такого обследования признаков нарушений обязательных требований является основанием для проведения внеплановой проверки, подлежащей согласованию с органами прокуратуры.
Помимо этого, подп.1,3 п.6 ст.71.1 Земельного кодекса РФ в качестве оснований для проведения внеплановых проверок установлены случаи, предусмотренные ч.2 ст. 10 Закона № 294-ФЗ, а также поступление в орган государственного земельного надзора обращений и заявлений юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления о нарушениях имущественных прав Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, юридических лиц, граждан. 
Внеплановые проверки в отношении хозяйствующих субъектов, проводимые на основании подп. 2, 3 ч.6 ст. 71.1 Земельного кодекса РФ, подлежат согласованию с органами прокуратуры.
При этом согласование с органами прокуратуры проведения внеплановых проверок в отношении граждан, органов государственной власти и местного самоуправления не требуется.
Изменен также порядок организации муниципального земельного контроля, на осуществление которого в соответствии с п.3 ст. 72 Земельного кодекса РФ уполномочены органы местного самоуправления городского округа, городских и сельских поселений (в отношении расположенных на территории данных муниципальных образований объектов земельных отношений), а также муниципального района (в отношении расположенных на межселенной территории муниципального района объектов).
Муниципальный земельный контроль осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (п.2 ст. 72 Земельного кодекса РФ).