Закрыть

Обзоры изменений федерального и регионального законодательства

 

Об изменениях в градостроительном законодательстве

 

Федеральным законом от 02.08.2019 №283-ФЗ внесены многочисленные изменения в Градостроительный кодекс РФ, Земельный кодекс РФ, Федеральный закон от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»  и другие законодательные акты Российской Федерации», направленные на:

 

- уточнение порядка внесения изменений в правила землепользования и застройки, в документацию по планировке территории, а также требований к проведению государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий;

 

- сокращение продолжительности общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту правил землепользования и застройки - не менее 1 и не более 3 месяцев со дня опубликования такого проекта (ранее - не менее 2 и не более 4 месяцев);

 

- однократное изменение видов разрешенного использования и (или) предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленных градостроительным регламентом для конкретной территориальной зоны, не более чем на 10% без проведения общественных обсуждений или публичных слушаний;

 

- введена новая глава 5.1 «Виды деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории и порядок их осуществления», в которой содержатся нормы о развитии застроенных территорий, о комплексном освоении территорий, об освоении территории в целях строительства стандартного жилья и другие;

 

- в случае внесения изменений в проект планировки территории и (или) проект межевания территории путем утверждения их отдельных частей общественные обсуждения или публичные слушания проводятся применительно к таким утверждаемым частям;

 

- установлен срок в 20 рабочих дней со дня опубликования заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний, в течение которого орган местного самоуправления поселения или городского округа обязан принять решение об утверждении документации по планировке или отправить ее на доработку;

 

- скорректировано определение понятия «красные линии»;

 

- к вопросам местного значения городского поселения, городского округа, муниципального района отнесена выдача градостроительного плана земельного участка.

 

Изменениями, внесенными Федеральным законом от 27.06.2019 №151-ФЗ (вступил в силу со 02.08.2019) часть 6  ст.51 Градостроительного кодекса РФ, устанавливающая порядок выдачи разрешения на строительство, дополнена положениями   о том, что для застройщиков, наименования которых содержат слова «специализированный застройщик», прием заявления о выдаче разрешения на строительство, документов, необходимых для получения разрешения, информирование о порядке и ходе предоставления услуги и выдача разрешения на строительство могут осуществляться через многофункциональный центр, а также с использованием единой информационной системы жилищного строительства, предусмотренной Федеральным законом от 30.12.2004 №214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», за исключением случаев, если в соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации подача заявления о выдаче разрешения на строительство осуществляется через иные информационные системы, которые должны быть интегрированы с единой информационной системой жилищного строительства.

 

Аналогичные положения установлены при подаче заявления о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию (ст.55 Градостроительного кодекса РФ).

 

Также Федеральными законами от 27.06.2019 №151-ФЗ и от 02.08.2019 №283-ФЗ уточнены перечень документов, прилагаемых к заявлению о выдаче разрешения на строительство, основания для отказа в выдаче такого разрешения и другие.

 

 

 

Изменен перечень нотариальных действий, которые вправе совершать должностные лица местного самоуправления, и круг таких лиц

 

Федеральным законом от 26.07.2019 №226-ФЗ «О внесении изменений в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате и статью 16.1 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» расширен круг должностных лиц, уполномоченных совершать отдельные нотариальные действия в поселении или населенном пункте, где нет нотариуса.

 

Помимо глав и уполномоченных должностных лиц местной администрации поселения (муниципального района), к числу таких субъектов отнесены уполномоченные должностные лица местной администрации муниципального или городского округа, которые в соответствии с должностной инструкцией исполняют обязанности в населенном пункте, не являющемся административным центром округа.

 

Из перечня нотариальных действий, которые вправе совершать должностные лица местного самоуправления, исключается удостоверение завещаний и удостоверение доверенностей на распоряжение недвижимым имуществом.

 

Нотариальные действия будут осуществляться только для лиц, зарегистрированных по месту жительства или месту пребывания в данных населенных пунктах.

 

Закон вступил в силу с 1 сентября 2019 года.

 

 

Введен в действие новый порядок выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам тяжеловесного или

 

крупногабаритного транспортного средства

 

Приказом министерства транспорта Российской Федерации от 05.06.2019 №167 (вступил в силу 06.08.2019) утвержден новый Порядок выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства.

 

Установлено, что в случае упрощенной выдачи электронного разрешения, оно будет рассчитано на одну поездку, а срок его действия составит месяц. Ранее действовало единое для всех случаев правило - разрешение выдавалось максимум на 10 поездок и на срок до 3 месяцев.

 

При этом уточнено, то электронное разрешение необходимо распечатать.

 

Также введена норма, касающаяся владельцев крупногабаритной сельхозтехники (комбайнов, тракторов). Для нее можно будет получить разрешение максимум на 30 поездок своим ходом в пределах одного муниципального образования в период с марта по сентябрь. Такое разрешение будут выдавать на срок до 3 месяцев.

Признан утратившим силу аналогичный приказ Минтранса России от 24.07.2012 №258. Об изменениях антикоррупционного законодательства

Изменениями, внесенными  Федеральным  законом от  26.07.2019 №228-ФЗ  в статью 40 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», уточнена ответственность депутатов представительных органов местного самоуправления за коррупционные правонарушения.

Предусмотрено, что  к депутату, члену выборного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу местного самоуправления, представившим недостоверные или неполные сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, если искажение этих сведений является несущественным, могут быть применены следующие меры ответственности:

1) предупреждение;

2) освобождение депутата, члена выборного органа местного самоуправления от должности в представительном органе муниципального образования, выборном органе местного самоуправления с лишением права занимать должности в представительном органе муниципального образования, выборном органе местного самоуправления до прекращения срока его полномочий;

3) освобождение от осуществления полномочий на постоянной основе с лишением права осуществлять полномочия на постоянной основе до прекращения срока его полномочий;

4) запрет занимать должности в представительном органе муниципального образования, выборном органе местного самоуправления до прекращения срока его полномочий;

5) запрет исполнять полномочия на постоянной основе до прекращения срока его полномочий (ч.7.3-1 ст.40).

Дополнено, что порядок принятия решения о применении к депутату, члену выборного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу местного самоуправления указанных  мер ответственности определяется муниципальным правовым актом в соответствии с законом субъекта Российской Федерации (ч.7.3-1 ст.40).

Согласно изменениям, внесенным  Федеральным  законом от  26.07.2019 №251-ФЗ в ст.12.1 Федерального закона от  25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции», лицо, замещающее муниципальную должность депутата представительного органа сельского поселения и осуществляющее свои полномочия на непостоянной основе, представляет сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей в течение четырех месяцев со дня избрания депутатом, передачи ему вакантного депутатского мандата или прекращения осуществления им полномочий на постоянной основе, а также за каждый год, предшествующий году представления сведений (отчетный период), в случае совершения в течение отчетного периода сделок, предусмотренных ч.1 ст.3 Федерального закона от 03.12.2012 №230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам».

В случае, если в течение отчетного периода такие сделки не совершались, указанное лицо сообщает об этом высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации (ч.4.2 ст.12.1).

 

Об изменениях бюджетного законодательства

Федеральным законом от 26.07.2019 №199-ФЗ внесены изменения в Бюджетный кодекс РФ в части совершенствования государственного (муниципального) финансового контроля, внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита.

Основные изменения направлены  на  уточнение полномочий участников бюджетного процесса по организации и проведению государственного (муниципального) финансового контроля, внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита, определение целей, задач и порядка осуществления соответствующих видов контроля.

Так, из бюджетных полномочий муниципальных образований исключено установление ответственности за нарушение муниципальных правовых актов по вопросам регулирования бюджетных правоотношений  в случае и порядке, предусмотренных БК РФ  и иными федеральными законами (абз.8 п.1 ст.9).

Признан утратившим  силу  п.3.1  ст.158, регламентирующий бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств;  в новой  редакции  изложены пункты 1-4 ст.160.2-1 БК РФ, регламентирующие бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, главного администратора (администратора) доходов бюджета, главного администратора (администратора) источников финансирования дефицита бюджета по осуществлению внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита.

Изменениями определены требования к порядку проведения мониторинга качества финансового менеджмента (порядком должны определяться в том числе правила расчета и анализа значений показателей качества финансового менеджмента, формирования и представления информации для его проведения) (п.6-8 ст.160.2-1).

 Дополнено, что муниципальный финансовый контроль за соблюдением целей, порядка и условий предоставления из бюджета муниципального образования межбюджетных субсидий, субвенций, иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, бюджетных кредитов, а также за соблюдением условий договоров (соглашений) об их предоставлении и условий контрактов (договоров, соглашений), источником финансового обеспечения (софинансирования) которых являются указанные межбюджетные трансферты, осуществляется органами муниципального финансового контроля муниципального образования, из бюджета которого предоставлены указанные межбюджетные трансферты, в отношении:

главных администраторов (администраторов) средств бюджета муниципального образования, предоставивших межбюджетные субсидии, субвенции, иные межбюджетные трансферты, имеющие целевое назначение, бюджетные кредиты;

финансовых органов и главных администраторов (администраторов) средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации, которому предоставлены межбюджетные субсидии, субвенции, иные межбюджетные трансферты, имеющие целевое назначение, бюджетные кредиты, а также юридических и физических лиц, индивидуальных предпринимателей (с учетом положений п.2 ст.266.1), которым  предоставлены средства  из этого бюджета (п.2.1 ст.266.1).

Кроме того, изменениями конкретизированы  понятия  предписания  и представления  органа  муниципального финансового контроля (ст.270.2);  бюджетного нарушения (ст.306.1); усовершенствован порядок применения бюджетных мер принуждения (ст.306.2).

         Дополнениями, внесенными Федеральным законом от  26.07.2019 №203-ФЗ в ст.264 БК РФ, предусмотрено, что внешняя проверка годового отчета об исполнении местного бюджета может осуществляться контрольно-счетным органом субъекта Российской Федерации в случае заключения соглашения представительным органом муниципального образования с контрольно-счетным органом субъекта Российской Федерации о передаче ему полномочий по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля и в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, с соблюдением требований БК РФ и с учетом особенностей, установленных федеральными законами.

 Федеральным законом от  02.08.2019 №278-ФЗ     внесены изменения в БК РФ и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования правового регулирования отношений в сфере государственных (муниципальных) заимствований, управления государственным (муниципальным) долгом и государственными финансовыми активами Российской Федерации и признан утратившим силу Федеральный закон от 29.07.1998 №136 «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг».

Принятый закон дополняет понятийный аппарат, применяемый в БК РФ, такими понятиями, как «долговая устойчивость», «денежные обязательства перед публично-правовым образованием» (пп.«д» ст.6, ст.93.7, 93.8).

Значительный блок поправок посвящен вопросам государственного (муниципального) долга. Устанавливается единый подход к классификации государственного (муниципального) долга исходя из валюты долговых обязательств (глава 14).

Законом устанавливается система оценки долговой устойчивости региональных и местных бюджетов. Согласно данной системе субъекты РФ и муниципальные образования в зависимости от установленных показателей могут классифицироваться как заемщики с высоким, средним или низким уровнем долговой устойчивости. С учетом уровня долговой устойчивости предусматриваются различные ограничения по осуществлению заимствований (предоставлению государственных (муниципальных) гарантий (ст.ст.103, 104, 106, 107, 107.1 и другие).

Вводится обязательное условие проверки финансового состояния принципала при получении им государственной гарантии.

Изменениями урегулированы также вопросы эмиссии и обращения муниципальных ценных бумаг (определены виды бумаг, особенности их эмиссии и обращения, требования к раскрытию информации и т.д.). В связи с  этим утрачивает силу Федеральный закон от 29.07.1998 №136 «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг».

Федеральным законом от  02.08.2019 №307-ФЗ внесены  изменениям в БК РФ в целях совершенствования межбюджетных отношений.

Так, дополнены бюджетных полномочия субъектов РФ и органов местного самоуправления по установлению единых нормативов отчислений неналоговых доходов в бюджеты входящих в их состав соответствующих видов публично-правовых образований  (ч.2 ст.8, ст.63, ст.63.1).

Предусмотрена возможность предоставления «горизонтальных» межбюджетных трансфертов - субсидий из бюджета из бюджета одного муниципального образования другому. Цели и условия предоставления таких субсидий будут устанавливаться соглашениями между местными администрациями (ст.142.3).

Аналогичные  изменения   внесены  Федеральным  законом от 02.08.2019 №313-ФЗ в Федеральный  закон от  06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации» (ч.5 ст.65).