Закрыть

Принятие генеральных планов поселений – под контролем прокуроров

15 октября 2013 16:29

В условиях активизации жилищного и промышленного строительства в Краснодарском крае, развития санаторно-курортного комплекса особую актуальность приобрели проблемы правового регулирования застройки территорий муниципальных образований. Их разрешение напрямую связано с разработкой документов территориального планирования и градостроительного зонирования, целью которых является обеспечение безопасных и благоприятных условий жизнедеятельности человека, ограничение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду.
Однако, практика прокурорского надзора в данной сфере свидетельствует, что, несмотря на особую значимость названных правовых актов для перспективного развития муниципалитетов, вопросам их своевременной, качественной разработки и принятия должного внимания органами местного самоуправления не уделяется.
Так, до сих пор в городе-курорте Анапе действует генеральный план, утвержденный в 1993 году и являющийся корректировкой документа территориального планирования 1980 года.
Не в полной мере осуществляется работа и по утверждению правил землепользования и застройки поселений, или как их еще называют - ПЗЗ. Яркие тому примеры - Белоглинский, Калининский, Лабинский, Мостовской, Успенский районы. Незначительным числом ПЗЗ обеспечены поселения Белореченского, Ейского, Кущевского, Ленинградского, Отрадненского и других районов.
В виду особой важности принятия генеральных планов, правил землепользования и застройки данные процессы находятся на постоянном контроле органов прокуратуры края.
В связи с непринятием органами местного самоуправления мер по разработке указанных документов прокурорами Калининского, Северского, Крыловского, Ленинградского районов в суды направлены заявления о признании бездействия незаконным. 
Лабинским межрайонным прокурором выявлен факт нарушения порядка согласования генерального плана Ахметовского сельского поселения, выразившийся в не принятии решения о создании согласительной комиссии после отклонения проекта генерального плана департаментом лесного хозяйства края. С учетом установленных нарушений главе поселения внесено представление.
Прокурором г. Новороссийска опротестованы противоречащие действующему законодательству положения правил землепользования и застройки города-героя.
Не исключены факты разработки правил землепользования и застройки в противоречие с положениями генерального плана, либо бездействия по приведению их в соответствие с вновь принятыми генеральными планами 
(г.г. Геленджик, Краснодар, Темрюкский район и др.). Это приводит к выдаче разрешительной документации и строительству объектов, не отвечающих перспективному развитию соответствующей территории. Особо остро указанные вопросы стоят при решении вопроса о застройке парковых, зеленых и иных рекреационных зон. 
К примеру, органом местного самоуправления Темрюкского района разрешено строительство 5-этажного многоквартирного жилого дома в производственной зоне с существующими объектами промышленного производства, что потребовало прокурорского вмешательства.
Зачастую должной реализации документов территориального планирования и градостроительного зонирования муниципальных образований препятствует ненадлежащее осуществление органами местного самоуправления края информационного взаимодействия с органами, осуществляющими государственный кадастровый учет.
Слабо указанное взаимодействие осуществляется в Ейском, Кавказском, Курганинском, Кущёвском, Ленинградском, Новопокровском, Приморско-Ахтарском, Темрюкском, Тимашевском, Туапсинском, Усть-Лабинском районах, г.г. Анапе и Горячий Ключ.
В целях устранения нарушений в данной сфере прокурорами Приморско-Ахтарского, Абинского, Тимашевского, Кущёвского, Брюховецкого, Динского, Красноармейского районов, Славянским межрайонным прокурором и другими приняты соответствующие меры прокурорского реагирования.
Кроме того, продолжают иметь место факты бездействия местных администраций по внесению изменений в документы градостроительного зонирования после корректировки или принятия новых генеральных планов.
В частности, несмотря на утверждение Городской Думой Краснодара 26.01.2012 нового генерального плана городского округа, своевременно не был рассмотрен вопрос о внесении изменений в правила землепользования и застройки 2007 года, отдельные положения которых не согласуются с новым документом территориального планирования.
При этом, данный документ градостроительного зонирования не содержит требований о минимальных отступах от границ участков в целях определения мест допустимого размещения зданий, что не исключает возможность их размещения по границе участка при отсутствии близкорасположенных строений.
Соответствующая работа стала проводиться администрацией города только после прокурорского вмешательства.
При этом, случаи исключения из предельных параметров разрешенного строительства, предусмотренных ПЗЗ, ограничений по этажности объектов, максимального процента застройки, отступов от границ соседних участков не единичны.
Обеспечение безопасности и благоприятных условий жизнедеятельности человека, ограничение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду помимо наличия вышеуказанных документов достигается неукоснительным их исполнением, а также соблюдением организационно-правового порядка и качества строительства.
Ввиду широкого круга лиц, участвующих в данных правоотношениях, несоблюдение требований законодательства как на стадии разработки градостроительной, проектной документации, выдачи разрешений на строительство, так и в ходе осуществления строительства объектов, ввода их в эксплуатацию, может повлечь за собой существенные негативные последствия.
К примеру, одними из наиболее распространенных нарушений при разработке градостроительных планов участков, выступающих основанием для проектирования зданий, является отсутствие сведений о технических условиях подключения к инженерным коммуникациям, отступов от границ участка и существующих сооружений. 
Все это приводит к недостаткам в проектировании, строительстве и дальнейшей эксплуатации капитальных объектов. Так, размещение объекта для сбора жидких отходов (септика) за пределами земельного участка, на землях общего пользования, выполненное в соответствии с требованиями проектной документации и выданным разрешением на строительство, выявлено администрацией Голубицкого сельского поселения Темрюкского района только в ходе осмотра построенного здания кафе при решении вопроса о вводе его в эксплуатацию, что послужило основанием для отказа в выдаче разрешения на ввод.

Ввиду актуальности обозначенных вопросов, органами прокуратуры края обеспечен системный надзор за соблюдением земельного, градостроительного законодательства как на стадии принятия документов территориального планирования и градостроительного зонирования, так и в ходе их последующей реализации, при освоении земельных участков, осуществлении капитального строительства.
Данная проблематика является предметом исследования в рамках постоянно действующей в прокуратуре края межведомственной рабочей группы по осуществлению взаимодействия в работе по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений земельного и природоохранного законодательства.